Home / СТАТЬИ / БЫЛИ ЛИ У ИМАМА БУХАРИ СЕМЬЯ И ДЕТИ?

БЫЛИ ЛИ У ИМАМА БУХАРИ СЕМЬЯ И ДЕТИ?

Иногда, когда мы разговариваем с людьми, они часто спрашивают: «Были ли у Имама Бухари семья и дети?». Подробную информацию, которая удовлетворила б наш интерес по данному вопросу, не можем найти. Но находим часть информации, разбросанной в разных источниках.  В ходе поиска информации мы сталкиваемся с тем, что писцы делятся на несколько групп.

Первая группа: Подтверждающие, что у Имама Бухари были жены и рабыни. Однако они отрицают наличие детей.

Шамсиддин Мухаммед ибн Ахмад ибн Усмон Захаби в своих книгах “Сияру аъломи-н-нубало” и “Тариху-л-ислом” рассказывает историю от Абу Джафар Мухаммед ибн Абу Хатим аль-Варрак Бухари, секретаря имама Бухари: «Имам Бухари сказал мне: «У меня есть жена и рабыни. А ты! Холост!»». Также, его секретарь, Аль-Варрак Бухари, говорит: «Когда мы жили в Фирабе, Абу Абдулла однажды сказал мне: “Один работорговец привез рабынь. Ты пойдешь со мной?” Я сказал: “Да”, и мы пошли к нему. Тот работорговец показал нам красивых и утонченных рабынь. Среди них была маленькая толстая косая на один глаз женщина. Абу Абдулла посмотрев на нее, подержал ее подбородок и сказал: “Купи ее для нас”. “Давайте не будем покупать ее, так как она такая маленькая и некрасивая. На эти деньги мы можем купить другую из рабынь, смотрящих на нас”, — сказал я. В ответ он мне сказал: “Мы купим эту. Так как я держал ее подбородок. Ибо, я не люблю притрагиваться к одной рабыне, а потом покупать другую”. Абу Абдулла купил эту рабыню за пятьсот дирхамов, что, по словам тех, кто знал цену, считается дорогой. Потом эта рабыня всегда была в покоях Абу Абдуллы. Он даже взял ее с собой в Нишапур».

Абу Хатим аль-Варрак Бухари сказал: Я слышал, как Абдулла ибн Мухаммад Сарифи сказал: «Я сидел с Абу Абдуллой в его доме. Затем пришла рабыня, когда она собиралась войти в дом наткнулась на чернильницу перед Абу Абдуллой. Тогда Абу Абдулла сказал ей: «Как ты ходишь?» В ответ она сказала: «Как я могу идти, если нет дороги?» После Абу Абдулла, протянув руки сказал: «Иди, я освобождаю тебя». Абдулла ибн Мухаммад Сарифи говорит: «Тогда спросили его: «О Абу Абдулла! Вас это рассердило? Он ответил: «Если это рассердило меня, то я удовлетворил свое эго тем, что сделал».

Эта информация является четким указанием на то, что Имам Бухари был женат и владел рабынями. Человек, рассказывающий о нем, — его слуга и секретарь.

         Вторая группа: Подтверждающие наличие сыновей и отрицающие наличие дочек.

Такие информации всплывают в словах Бакра ибн Мунир и Абу Джафар Мухаммад ибн Абу Хатим аль-Варрак Бухари. Слова Бакра. Он говорит: «Имаму Бухари привозили разные товары. Их обычно отправлял Имаму Бухари его сын Абу Хафс Ахмад. Вечером к нему подошли торговцы и потребовали продать товар за пять тысяч дирхамов. Имам Бухари сказал: «Сегодня стемнело, уходите». На следующий день пришли другие купцы и потребовали, чтобы он продал тот же товар за десять тысяч дирхамов. Тогда Имам Бухари отправил их обратно и сказал: «Несомненно, я намеревался продать его людям, которые пришли вчера вечером». «Я не люблю разрушать свои намерения», — сказал он.

Это явное свидетельство того, что у имама Бухари был сын по имени Ахмад, а по кличке Абу Хафс. Однако некоторые говорят: «Конечно, рассказчик сказал: «Раньше он отправлял товары Имаму Бухари через своего сына Абу Хафса Ахмада». То есть, акцентирует на то, что Абу Хафс Ахмад является сыном рассказчика. Это Бакр ибн Мунир или Абу Джафар Мухаммад ибн Абу Хатим аль-Варрак Бухари.

Однако данное утверждение далеко от истины. Потому что, если Абу Хафс Ахмад был сыном рассказчика, то рассказчик сказал бы: «Их обычно отправлял Имаму Бухари мой сын Абу Хафс Ахмад». Потому что лексически было бы неправильно говорить «его сын» о своем сыне.

Третья группа: Подтверждают наличие дочек и отрицают наличие сыновей. Губернатор Мухаммад ибн Абдулла ибн Бай в своей книге «Маарифату улуми-ль-хадис» говорит: «Имам Бухари и имам Муслим после себя не оставили сыновей».

Хафиз Абдур-Рахман ибн Али ибн Дайба Шайбани сказал: «Имам Бухари умер, не оставив сына». Так написал Сиддик Хасанхан в своей книге «Аль-Хитто». 

Сираджиддин Умар ибн Али ибн Мулаккин сказал в своей книге «Аль-Мукни фий улуми-ль-хадис»: «Имам Бухари и Имам Муслим после себя не оставили сыновей».

Автор книги, Аль-Икмал, говорит: «Имам Бухари не оставил после себя сына».

Мулла Али Кари в своей книге «Миркату-ль-мафатих» говорит: «Имам Бухари умер, не оставив после себя сына».

Амир Мухаммад ибн Исмаил Санани в своей книге «Ат-Тахбир ли-ийзахи маани-т-тайсир» говорит: «Имама Бухари не оставил после себя сына».

Мухаммад ибн Али Шавкани в своей книге «Найлу-ль-автор» говорит: «Имам Бухари не оставил после себя сына».

Абдулхак Бухари Дихлави Ханафи в своей книге «Ламаату-т-танких фий шархи мишкати-ль-масобих» говорит: «Имам Бухари не оставил после себя сына».

Один из участников дебатов сказал: «Мне попалась информация о том, что Имам Бухари был женат и имел одну или две дочери. «Некоторое время я продолжал дискуссию в журнале «Даават аль-Хакк», надеясь найти правдивую информацию об Имаме Бухари, которое удовлетворило бы интерес и осветило бы путь в данном споре, и я не знал, где искать эту информацию».

Четвертая группа: Отрицающие, что Имам Бухари был женат. В данном случае вопросы наличие потомства у него, само собой отпадают.

Имам Аджлуни в своей книге «Изаату-л-Бадрайн» говорит следующее: «Я не упомянул о  браке  Имама Бухари. Не говоря уже о том, что у него есть ребенок».

Абу Хаймад Тайсир ибн Саад, исследователь книги «Ат-Тарих аль-Авсат» Аль-Бухари сказал: «В книгах о биографии ничего не упоминается о браке и потомках Имама Бухари, кроме слов губернатора: «Имам Бухари и имам Муслим не оставили после себя сыновей»».

Пятая группа: Полностью отрицают наличие детей у Имама Бухари.  

Шейх Абдусалом Мубаракфури цитирует Аллама Валиуддина Хатиба, автора книги «Мишкату-ль-масобих», и из книги муллы Али Кари «Шарху мишкати-ль-масобих»: «Несомненно, Имам Бухари не оставил потомка после себя».

Хусейн ибн Мухаммад Лой Магриби в своей книге “Аль-бадру-т-тамам” говорит: “Имама Бухари не оставил после себя ни одного ребенка. Аллах наделил Имама аль Бухари чем-то большим, нежели праведными детьми, сделав его книгу “Сахихул Бухорий” всемирно известной и пользуемой всей уммой”.

Я говорю: “Слово «ребенок» включает в себя мальчика и девочку. Всевышний Аллах в 11 аяте суры Ан-Ниса говорит: “Аллах заповедует вам относительно ваших детей”. Расулуллах соллаллаху алейхи васаллам говорил: “ Праведный сын, который молится за родителей”.

Исмаил ибн Умар ибн Касир говорит: “Имам Бухари рахимахуллах после себя оставил полезные знания для всех мусульман. Таким образом, практика Имам Бухари не прекращается до сих. Наверняка польза его праведных деяний на этом свете засчитывается ему и там”. Действительно, Посланник Аллаха (соллаллаху алейхи васаллам) говорил: «Когда человек умирает, то все его дела прекращаются. За исключением трех вещей: садакатуль-джария (Непрерывная милостыня), полезное знание, праведные дети, делающие для него дуа» (Имам Муслим, Васиййат, 14).

Конечно же, данное заявление Ибн Касира является знаком того, что у Имама Бухари не было детей.

Шестая группа: Сомневающиеся в наличии и отсутствии детей у Имама Бухари.

Как приводит шейх Абдусалом Муборакфурий, Аллома Ажлуний говорил, почему Имама Бухари называют Абу Абдулла, когда как у него детей не было? Также он приводит свой ответ на данный вопрос: Разумеется, чтобы иметь прозвище Абу не обязательно иметь детей. Таких примеров среди арабов очень много, когда они называют своих детей по прозвище с приставкой Абу даже в детстве, когда у них еще нет детей. Несмотря на то, что Имам Бухари не был арабом, в те времена было велико влияние арабских традиций.

К сожалению, мы не можем найти более древних подтверждений, чем слова Валиюддина Хатиба Табризия. Так что он является последним редактором.

Однако Аллома Ажлуний приводит, что, если бы Имам Бухари был женат, мы бы нашли письменные свидетельства тому. К сожалению историки не записывают сведения о женах. В исторических книгах описываются сотни имен, про жен которых ничего не написано. Поэтому слабому предположению нам не дано думать, что Имам Бухари был лишен суннати муаккади или же что он утвердился своей правоверностью и хадисоведению будучи лишенным суннати муаккади.

 Если даже представить, что Имам Бухари не оставил после себя прямых наследников, то количество его духовных последователей перевалило за двести миллионов двести четыре тысячи человек, говориться в книге 1897 года «Жадидату-л-Муаййид». Согласно данного источника не нужно обращать внимания на сомневающихся людей. Они даже сомневаются в Коране, собранном Умаром ибн Аффоном и считают, что настоящий Коран был спрятан где-то в подземных хранилищах и путях и утерян. Конечно это не умаляет духовных последователей Имама Бухари. Слава Аллаху, количество людей, считающих книгу «Сахихул Бухари» второй по достоверности после книги Аллаха, растет день от дня.

Абу Нуайим говорит: «Это все те сведения, которые я нашел про женитьбу и детей Имама Бухари».

Воистину, в тех сведениях, которые привожу я, становиться ясно, что Имам Бухари был женат, имел рабынь, покупал и освобождал их, и конечно же, имел детей. Кто будет опровергать это, не сможет найти документальных доказательств. Воистину подтверждающий стоит выше опровергающего.

Возможно это неверное предположение, но в нашем понимании неизвестно количество жен, рабынь, сыновей и дочерей Имама Буахари. Но то что не написано не означает, что этого не было. Тем более, когда нам известно, что «Дела, касающиеся женщин, скрываются, утаиваются, а также не раскрываются.»

Разумеется, незначительное количество женщин в автобиографических и повествующих книгах, доказывает наше предположение. Однако само по себе это не доказывает малое количество самих женщин. Наоборот это доказывает те доводы, о которых я говорил. Количество знаменитых женщин ничтожно мало по сравнению с их общим количеством.

Историк Абдулкодир ибн Мухаммад Кураший в своей книге «Ал-Жавохиру-л-Музият» говорит: «До нас дошли сведения, что фетвы из домов городов Мавераннахра или других городов выдаются за подписью владельца этого дома и подписью его дочери либо жены, либо сестры». Это же означает, что улемы женились и их жены не были лишены ученого нрава.

Да будет Аллах милостив к Имаму Бухари и определит ему место в великом раю. Этот человек оставил после себя бессмертное наследие.

Абдувоси ШОНАЗАРОВ,
Научный сотрудник
Международного исследовательского центра имама Бухари

Check Also

КОММЕНТАРИИ К ПРОИЗВЕДЕНИЮ ТАХАВИ «АКИДА» И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

По мнению ученых и улемов, статус любого произведения, его научную и практическую значимость определяют высказанные …