Home / НОВОСТИ / Мировое признание уникального документа

Мировое признание уникального документа

№ 248 (28959) Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию «Просвещение и религиозная толерантность». Этот документ, единогласно поддержанный всеми государствами-членами, стал практическим воплощением инициативы Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, выдвинутой на 72-й сессии ГА Организации Объединенных Наций в сентябре 2017 года в Нью-Йорке. Тогда лидер нашей страны с высокой трибуны заявил, что основная цель предложенной резолюции — «обеспечение всеобщего доступа к образованию, ликвидация безграмотности и невежества». Прозвучал призыв «содействовать утверждению толерантности и взаимного уважения, обеспечению религиозной свободы, защите прав верующих, недопущению их дискриминации». 

Международное сообщество не только всецело поддержало проект. В разработке резолюции активно участвовали в соавторстве свыше 50 стран Северной и Южной Америки, Азии, Африки и других континентов. Это — свидетельство признания актуальности и своевременности инициативы руководителя Узбекистана.

В уникальном по-своему документе подчеркивается особая роль продвижения просвещения, а также признается важность интеграции, защиты прав человека, терпимости и взаимопонимания во имя укрепления безопасности и мира на планете. Среди главных задач — поддержка различных видов межкультурного взаимодействия и миротворческой деятельности на национальном и международном уровнях, реализация научно-исследовательской деятельности. И в этих направлениях Узбекистаном уже немало сделано.

«Сохраним великое наследие, построим будущее»

Под таким своеобразным девизом осуществляет деятельность Дирекция по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, имеющих особо важное социальное, культурное и историческое значение, при Кабинете Министров Республики Узбекистан. Создана она правительством в середине 2017 года в форме государственного учреждения. Один из проектов, инициированный Президентом страны, — возведение Международного научно-исследовательского центра Имама Бухари и школы хадисоведения в Пайарыкском районе Самаркандской области — близится к завершению.

Там, где загаданное сбывается

— Невероятное по своей энергетике место, — заявил молодой турист из Санкт-Петербурга Рашид Хабибуллин, побывавший в мемориальном комплексе Имама аль-Бухари. — Покой и умиротворение наполняют тебя. Какой бы ни был национальности, вероисповедования, никто не спросит, сердито не взглянет, когда по незнанию сделаешь что-то не по мусульманским обычаям и традициям. Главное, чтобы серд­це было чистым, а помыслы — светлыми. Считается, если во время паломничества в этот мавзолей загадаешь желание, то оно непременно сбудется.

Однако хватает белых пятен в сведениях о деяниях самого великого богослова, сборник хадисов «Ас-Сахих» которого по значимости считается второй книгой у суннитов после священного Корана. Почему многие так мало знают о легендарном предке, к которому с особым почтением относятся теологи всего мира?

Из биографии Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари. Родился в 810 году в кишлаке Пайканд близ Бухары. Отец — один из видных ученых своего времени — рано умер. Воспитывала его мама.

Мальчик обладал феноменальной памятью. В шесть лет знал наизусть Коран. За десять лет изучил сборник Малика «Аль-Муватто» из 70 тысяч хадисов. По окончании медресе шестнадцатилетний Абу Абдуллах вместе с матерью и братом Ахмадом совершает хадж в Мекку. Выполнив все обряды паломничества, он расстался с родными и остался в Аравии. Задался великой целью — собрать истинно достоверные хадисы о пророке Мухаммаде. Это было важно в период широкого распространения исламской религии. Как известно, слова, дела и заветы посланника Аллаха после его смерти распространялись сподвижниками в устной форме. При этом враги ислама намеренно, а иные зачастую по невежеству, вносили немало искажений. Так появились ложные толкования.

Это, конечно, беспокоило ученых. Они начали повсеместную работу по выявлению истинных хадисов. Колоссальный труд проделал на этом пути Имам аль-Бухари. Из уст улемов Мекки, Медины, Таифи, Джидды, а затем Басры, Куфы, Шамы (Сирия), Египта, Хорасана и Нишапура записал и проверил около 600 тысяч преданий и изречений пророка. Из них свыше 7400 хадисов отобрал в качестве безупречных. Почти сорок лет изысканий и исследований завершились изданием книги «Ас-Сахих». В Х веке сборник канонизирован. Имаму аль-Бухари присвоен титул «Повелитель мира по хадисам».

С большими почестями встретили жители Бухары вернувшегося на Родину прославленного земляка. В древнем городе он начинает преподавать в медресе. Авторитет его оказался столь велик, что обеспокоил эмира Халида ибн Ахмада. Бухарский повелитель, согласно одной из легенд, потребовал, чтобы ученый не народ обучал, а просвещал его семью и сподвижников: «Доставь мне «Аль-Джами ас-Сахих», «Ат-Тарих аль-Кабир» и другие свои книги, чтобы я услышал то, что в них написано, от тебя». Аль-Бухари отказался от роли придворного.

Из-за последовавших затем гонений почитаемый улем вынужден был уехать из родного города в селение Хартанг под Самаркандом. Вскоре заболел и скончался в 870 году в окружении родных и близких.

Место захоронения великого хадисоведа стало для верующих святыней.

Озаренная лучами просвещения

Из выступления главы Управления мусульман Кавказа, сопредседателя Межрелигиозного совета СНГ шейха-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде на ташкентской международной конференции «Исламская солидарность: на примере Узбекистана и Азербайджана» (октябрь 2017 года):

«Узбекистан — сокровищница для всего исламского мира, кладезь, питающий многие поколения мусульманского духовенства, страна великих мухаддисов, ученых-теологов. Всеми признано, что ислам, хотя и зародился в Аравии, набирал мощь именно на узбекской земле. Испокон веков молодежь исламского мира мечтала получить образование в Самарканде и Бухаре, поскольку в этих городах наряду с религиозными науками преподавались и светские.

Известно и то, что в сложный советский период в Узбекистане смогли сохранить несколько религиозных школ — медресе Мир Араб и Баракхана, а также Ташкентское исламское высшее учебное заведение имени Имама аль-Бухари. В единственном вузе обучались студенты из республик Центральной Азии, Закавказья, Северного Кавказа, Азербайджана, Сибири и других регионов. Узбекское мусульманское духовенство, владеющее глубокими религиозными познаниями, учило нас правильному чтению и толкованию Корана, теологии, науке хадисов, арабскому языку…

Гордость тюркских народов — писатель Чингиз Айтматов справедливо сравнивал влияние узбек­ского народа на развитие Центральной Азии с влиянием Византии на Европу. И ваш народ в годы воинствующего атеизма сохранил чистоту веры и убеждений, благочестие, распространяя истинную культуру ислама.

В годы независимости словно заново воскресли исконные ценности. На узбекском языке издан Коран в переводе Алауддина Мансура. Возвращены людям книги по исламскому праву «Мухтасар», богатое наследие Бурханиддина Маргинани, Имама Термези, Махмуда Замахшари, Бахауддина Накшбанда, Хакима Термези. Озарил эту землю божественным светом сборник хадисов Имама аль-Бухари.

Президент Шавкат Мирзиёев на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН выступил с инициативой принять специальную резолюцию «Просвещение и религиозная толерантность». Символично, что именно глава Узбекистана ее озвучил. Ваша страна уже многое сделала, чтобы сохранить и приумножить великое духовное наследие. В Ташкенте создается Центр исламской цивилизации, а в Пайарыкском районе Самаркандской области строятся Международный научно-исследователь­ский центр имени Имама Бухари при Кабинете Министров, а рядом — школа хадисоведения. Эти и многие другие шаги Узбекистана по укреплению межнационального согласия и религиозной толерантности направлены на то, чтобы гуманистические идеи ислама служили людям, стали эффективным средством в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, представляющим угрозу всему человечеству…»

Прикоснуться к вечным ценностям

…Пять часов утра. Свыше пятидесяти сотрудников института ГУП «Узшахарсозлик ЛИТИ», многие из которых были с детьми, уже заняли места в двух туристических автобусах. Так начиналась поездка в Самарканд. Не только, чтобы познакомиться с достопримечательностями древнего города, но и провести хашар на объектах Международного научно-исследовательского центра имени Имама Бухари (МНИЦИБ) и школы хадисоведения, которые они проектировали по заказу Дирекции по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, имеющих особо важное социальное, культурное и историческое значение, при Кабинете Министров Узбекистана. Увидеть во­очию то, что было лишь на чертежах.

— Проектирование и строительство осуществлялись практически параллельно, — сообщил генеральный директор ГУП Кахрамон Хакимов. — Использовались инновационные идеи. В частности, заказчику предоставлялась возможность виртуально увидеть те или иные помещения, планировку аудиторий, конференц-зала, музея, хранилища редких рукописей в МНИЦИБ, а, например, в школе — классов, спортзала или бассейна. По ходу вносились коррективы. Применялись современные технологии и оборудование из Германии, Турции. Вентиляция, кондиционирование, отопление — энергосберегающие.

Кахрамон Кадырович также подчеркнул, что при строительстве задействованы были не только подразделения инжиниринговой компании «Службы единого заказчика» Самаркандской области, но и ведущие организации Ташкента, Чирчика, специалисты из Бухары, Термеза, Хивы, которые арабской вязью высекали на порталах центра и школы изречения из Корана, на основе которых составлялись узоры, орнаменты, арабески и миниатюры. Немалый объем работ выполнили монтажники, ландшафтные дизайнеры, мастера резьбы по дереву и металлу. Вековые традиции зодчества переплелись с современными веяниями архитектуры.

Выбор места размещения МНИЦИБ мотивирован ролью Самарканда как одной из жемчужин мусульманской культуры, а также особой духовно-нравственной атмосферой селения Челак, где расположено место упокоения великого мыслителя мусульманского мира — Имама аль-Бухари.

— Инфраструктура центра включает административно-исследовательское здание, — говорит заместитель директора МНИЦИБ Шукурулло Умаров. — Здесь рабочие кабинеты, информационно-ресурсный центр, депозитарий для хранения рукописей, реставрационная лаборатория, экспозиционный зал, большая аудитория для проведения конференций, симпозиумов, в том числе международных, а также видеоконференций в режиме онлайн. Уже доставлено необходимое оборудование. Укомплектован штат сотрудников, среди которых будут исследователи из ряда зарубежных стран, которые станут и преподавателями школы. Кстати, для них построены три двухэтажных жилых дома на 48 квартир. Эти здания органично вписались в единый архитектурный ансамбль нашего научно-образовательного комплекса.

Разработана концепция работы МНИЦИБ. Основная деятельность — реализация широкого спектра научных и просветительских проектов. Углубленное изучение религиозно-духовного наследия — тафсира (исламская экзегетика), хадисоведения, калама (теология), фикха (право), а также точных наук — математики, астрономии, медицины, минералогии, географии. В своей типографии планируется издание научного вестника на узбекском языке, англо-арабско-русского религиозного журнала, сборников «Имом ал-Бухорий сабоклари» («Уроки Имама аль-Бухари»), тематических альманахов.

В организационной структуре центра — Совет попечителей из числа авторитетных отечественных и зарубежных улемов, общественных деятелей, меценатов. Консультативный совет будет курировать специализированные отделы: по исследованиям и публикациям, духовности и просветительству, международному сотрудничеству, информационным технологиям и ресурсам.

Источники формирования бюджета МНИЦИБ — ассигнования из Государственного бюджета, добровольные взносы стран-членов Организации исламского сотрудничества, спонсорские средства физических и юридических лиц, в том числе и зарубежных.

— Открытие центра — благое дело, — не скрывая восхищения сказал известный в мире хадисовед шейх Мухаммад Аввама (Сирия), осматривая целост­ный научный комплекс рядом с мавзолеем Имама аль-Бухари. — Приехал поклониться праху вашего великого соотечественника. Конечно, знал, что по инициативе Президента Шавката Мирзиёева строится Международный научно-исследовательский центр и школа, но представить себе не мог, что столь величественным окажется комплекс. Слова, сказанные с высокой трибуны Генеральной Ассамблеи ООН главой вашего государства, не расходятся с делом. Возведен уникальный центр, которому нет аналогов на планете. Еще больше людей узнают о достижениях исламской цивилизации, прочтут рукописное наследие ученых, живших на главном перекрестке Великого шелкового пути, соединившего Восток с Западом. Низкий поклон народу Узбекистана. Мусульманский мир перед вашими соотечественниками в долгу. Использую все свое влияние, чтобы благие задачи, поставленные научно-исследовательским центром, были сполна осуществлены.

Вместо послесловия

Дирекцией при Кабинете Министров продолжаются строительные работы и на других объектах, имеющих особо важное социальное, культурное и историческое значение. В Алмазарском районе столицы возводится Центр исламской цивилизации. Завершается армирование фундаментной плиты, уложено более 200 тонн арматуры разного сортамента. Трудятся 200 строителей, задействованы 35 единиц техники. Научная группа, сформированная правительством, разработала концепцию внутреннего наполнения Центра, организуются разделы музея и библиотеки, включающие большой перечень экспонатов, рукописей, исторических документов и других материалов.

Информация по объектам Бухары. Реконструируются инженерные сети в старогородской части, выполнены укладка брусчатки и ливневых стоков от комплекса Токи Тельпак-фурушон до Токи Заргарон. На экспертизе проектно-сметная документация по реставрации еще пяти объектов культурного наследия — минарета Калян, медресе Мир Араб, Саида Алимхана, Абдулазиз-хана, Улугбека. Начался первый этап капитального ремонта юго-восточной части крепости Арк.

Источник: www.pv.uz
Тимур Низаев.
Спец. корр. «Правды Востока».
Фото Александра Харитонова.
Ташкент-Самарканд-Ташкент

Check Also

В НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ УЧЁНЫЙ ЦЕНТРА ВЫСТУПИЛ С ДОКЛАДОМ

В Самарканде прошла республиканская научно-техническая конференция в соотрудничестве с Министерством высшего образования, науки и инноваций …