«О, люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом – самый благочестивый. Поистине, Аллах – знающий, сведущий!» (Коран. Сура 49 аят 13).
В повседневной жизни мы регулярно слышим слова «бумер», «зумер», «миллениал», которыми характеризуют представителей разных поколений. Однако значение таких определений известно далеко не всем…
«Миллениалы», «зиллениалы», «зумеры», «бумеры» и другие: в чём особенности и разница поколений?
Исследования учёных утверждают, что согласно теории поколений человечество развивается циклично и раз за разом проходит четыре этапа: кризис, подъём, спад и пробуждение.
Новые поколения появляются каждые 20-25 лет, и их ценности и мировоззрения разнятся со взглядами родителей.
Основная задача теории – выявить эти различия и объяснить их, чтобы облегчить коммуникацию.
Сразу отметим, что классификация, обозначенная ниже ведущими научными специалистами, в какой-то мере условна. Но определённые тенденции она подмечает верно.
- МОЛЧАЛИВОЕ ПОКОЛЕНИЕ (1925 – 1944)
Самое малочисленное из ныне живущих поколений. Тем, кто родился в этот промежуток времени, довелось формироваться в крайне неспокойное время. На долю этого поколения выпала Вторая мировая война, репрессии, голод, необходимость много и тяжело работать.
Представители поколения редко высказывают своё мнение вне семьи. Цензура, война и репрессии научили детей не выделяться из толпы. Именно поэтому поколение и называется «молчаливым». Они ответственны, трудолюбивы и бережливы.
Основные черты:
терпеливость, уважение к закону и социальным нормам, умение трудиться, нежелание открыто высказывать собственное мнение, бережливость, доверие к врачам.
- ПОКОЛЕНИЕ БЭБИ-БУМЕРОВ (1944 – 1967)
Своё название поколение получило из-за послевоенного всплеска рождаемости. Фундамент их мировоззрения строился на теории победителей. Это и, победа над фашизмом во Второй мировой войне, и восстановление страны, и первые космические успехи, и победа над бедностью и массовыми бедами, присущими капитализму. Именно эти события стали поводом формирования у советского человека веры в то, что они являются представителями супердержавы.
Если рассматривать черты характера, которые присущи таким людям, то можно отметить, что у них преобладает коллективная деятельность. Это относится и к спорту, и к общению, и к индивидуальной деятельности.
Основные черты:
активное построение карьеры, крепкие дружеские связи, решительность, оптимизм, стремление рано обзавестись семьёй.
- ПОКОЛЕНИЕ Х – «ИКСЫ» (1967 – 1984)
На формировании представителей этого поколения сказались холодная война, афганские конфликты, крах советской номенклатуры, перестройка, развитие коммуникаций и ослабление цензуры.
Поколение Х – самостоятельные, неизбалованные, технически подкованные. Полагаться только на себя и быстро перестраиваться их научило резкое изменение курса страны. Бум разводов, как резкий скачок от коллективизма к индивидуализму, начался именно с этого поколения. Плоды этого проявляются и сегодня.
Основные черты:
готовность к изменениям, техническая грамотность, космополитизм, неформальность взглядов, прагматизм, стремление к равноправию.
- ПОКОЛЕНИЕ Y – «МИЛЛЕНИУМЫ» И «МИЛЛЕНИАЛЫ» (1984 – 2000)
Поколение Y очень отличается от всех предыдущих. Они застали распад СССР, девяностые, теракты, появление зарубежных товаров, распространение интернета, новую музыку, дух свободы, пейджеры и сотовые телефоны, интернет и компьютерные игры.
Из-за расцвета субкультур, влияния религиозных институтов и эзотерических течений, неудивительно, что миллениалы стремятся к самовыражению. Это поколение полагается на себя, а не на государственные институты, оно легко принимает новое.
Прогресс в сфере коммуникаций сделал миллениалов общительными, но ослабил социальные связи. Так же поколение застало музыкальный бум, отсюда любовь к большим музыкальным фестивалям и к массовым праздникам.
Основные черты:
независимость, толерантность, предпочитают фриланс офисной работе, предпочитают учиться всю жизнь, осваивать новые навыки, привыкли к доступности информации, много времени проводят в интернете, забота об экологии.
- ЗИЛЛЕНИАЛЫ ( 1993 – 2000)
Это переходное микропоколение, которое некоторые социологи выделяют между миллениалами и зумерами. Зиллениалы имеют поведенческие черты одновременно и тех, и других.
Представители поколения наблюдали постепенное развитие технологий от аналога к цифре. На их детство пришлись первый iPhone, Game Boy Advance и PSP.
Основные черты:
Они активные пользователи социальных сетей с самого их появления, однако для большинства Tik-Tok – такая же новинка, как и для миллениалов.
- ПОКОЛЕНИЕ Z – «ЗУМЕРЫ» (2000 – 2011)
Зумеры получили своё название от английского слова «Zoom» («увеличивать», «приближать»), потому что буквально с рождения осваивают функцию «зум» на смартфоне. Сильнее всего на зумеров повлияли: цифровизация, отсутствие чётких перспектив. В отличии от миллениалов, для которых гаджеты – инструмент решения задач, зумеры проводят в интернете всё своё время. Это место знакомства, работы и проведения досуга.
Отличительные черты:
клиповое мышление, толерантность, начинают рано зарабатывать, чаще страдают от депрессии, ценят личное пространство.
- ПОКОЛЕНИЕ «АЛЬФА» (с 2011)
Это дети, которые уже от рождения обладают высоким уровнем технологических компетенций. Более того, старшее поколение не только признало этот факт, но и активно использует технологии в обучении поколения «Альфа» – всё чаще в учебных программах отдаётся предпочтение смартфонам, планшетам и видео-контенту.
Основные черты:
жизнь в интернете, иное восприятие времени и пространства, ответственность, многофункциональность, толерантность, забота о мире и о своём здоровье.