Home / СТАТЬИ / ВЗГЛЯДЫ ИЗВЕСТНОГО МУСУЛЬМАНСКОГО БОГОСЛОВА МУСТАФЫ САБРИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРАВ ЖЕНЩИН НА БАЗЕ КНИГИ «КАУЛИ ФИ АЛЬ-МАР`А»

ВЗГЛЯДЫ ИЗВЕСТНОГО МУСУЛЬМАНСКОГО БОГОСЛОВА МУСТАФЫ САБРИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРАВ ЖЕНЩИН НА БАЗЕ КНИГИ «КАУЛИ ФИ АЛЬ-МАР`А»

Один из крупнейших мусульманских богословов 20 века Мустафа Сабри родился 21 июня 1869 года в городе Токат, на севере Турции. Он происходил из образованной семьи, его отец с раннего детства прививал сыну любовь к наукам. Первоначальное образование Мустафа Сабри получил в медресе города Кайсери, затем продолжил учебу в Стамбуле, в мечети аль-Фатих, высшем религиозном учебном заведении Османской Империи. В возрасте 22 лет он стал признанным ученым и начал преподавать в мечети аль-Фатих. В 1919 году стал шейх аль-исламом Турции. Активно участвовал в политической и общественной жизни, из-за своей непримиримости и жесткой приверженности традиционному исламу был нелюбим модернистами, вследствие чего дважды был вынужден эмигрировать из страны. Из второй эмиграции Мустафа Сабри так и не вернулся. Находясь в бегах, шейх жил в Румынии, Греции, Ливане и Египте. Пребывая за границей, он не переставал активно участвовать в интеллектуальной жизни общества, писал книги, печатался в журналах. Самой известной работой шейха является книга «Маукыф аль-Акль», посвященная исламскому вероучению, критике идей Мухаммада Абдо, Джамалетдина Афгани, Гегеля и других мыслителей [1:87].

Свою работу «Каули фи аль-мар`а ва мукаранатуху би акваль мукаллядати аль-гарб», название которой можно перевести как «мое мнение касательно женщин, и его сравнение с мнениями тех, «кто слепо подражает западу», Мустафа Сабри издал в 420 выпуске журнала «аль-Фатх», в Каире в 1933 году [2:23]. Она состоит их двух статей, первая из которых посвящена вопросу многоженства, а вторая – снятию хиджаба. Как мы уже отмечали выше, шейх является последовательным традиционалистом, сторонником ханафитского мазхаба, боровшегося с безмазхабностью и прозападным реформаторством, поэтому он активно высказывается в пользу многоженства и призывает женщин не отказываться от ношения платка.

Следует отметить, что шейха видимо сильно тревожит обсуждаемая тема. В своих выражениях он достаточно резок, эмоционален, и, возможно, современному читателю, привыкшему к объективному, научному тону, это режет глаз. Однако мы считаем, что необходимо учитывать особенности времени, в котором была написана работа, и не стоит забывать, что Мустафа Сабри писал свою работу находясь в изгнании, страна который он служил, была уничтожена, в интеллектуальной среде Египта шейх был изгоем, так как в то время в Египте господствовала модернистская мысль.

Так, говоря о многоженстве, Мустафа Сабри пишет следующее: «Некоторые мусульмане, попавшие под влияние западной пропаганды, пытаются откреститься от многоженства. Они пытаются цепляться за то, что многоженство не является обязательным в исламе, и то, что для практики многоженства необходимо наличие ряда условий, выполнить которые почти невозможно» [3:27]. Отвечая на доводы своих противников, шейх пишет: «Признание дозволенности многоженства является в исламе обязательным, а условия, которые необходимы для практики многоженства, не являются невыполнимыми, потому что в противном случае шариат был бы глупостью, а действия сподвижников, активно практиковавших многоженство, были бы требованием невозможного» [3:27-28].

В целом, доводы, которые Мустафа Сабри приводит в пользу многоженства, большинству людей уже знакомы. Он говорит о том, что повсеместная практика многоженства приводит к увеличению темпов роста населения, что в двадцатом веке, веке массовых войн, было особенно важно. «Многоженство – это та исламская практика, к которой следует обратиться западным странам. Нет сомнения в том, что большое население — это то, чего жаждут и к чему стремятся все народы, потому что это является причиной силы» — пишет шейх[3: 43]. Также он говорит о природе мужчины, которая стремится к полигамии, о том, что отвращение к многоженству является культурной особенностью европейцев и не имеет объективных оснований, о том, в сердце мужчины может поместиться любовь ко множеству женщин, говорит, что лучше у мужчины будет много жен, чем он будет изменять в браке и т. д. Мы не будем подробно останавливаться на этом, так как этой риторикой пользуются все сторонники многоженства, и она хорошо известна.

 Рассмотрим поподробнее более интересный момент, такой довод в пользу многоженства современными сторонниками полигамии обычно не приводится. Шейх Мустафа Сабри говорит, что путем практики полигамии можно решить проблему проституции. Так, он пишет следующее: «Моя защита многоженства строится на том, что альтернативой ему является прелюбодеяние и беспорядочные половые связи… В каждой местности есть определенное количество женщин, которые продают свою честь… те мужчины, которые не брезгуют вступать с ними в связи, должны жениться на них. Это касается как женатых мужчин, так и холостяков, им следует жениться на этих женщинах и содержать их вместо оплаты той цены, за которую они покупали честь этих женщин»[3: 33]. Далее шейх отвечает на предполагаемые возражения своих оппонентов на эту неоднозначную мысль. Он говорит: «… Я обязываю этих мужчин (жениться на проститутках), а мои оппоненты этим не довольны. Они желают, чтобы мужчинам было легко менять своих партнерш, и не соглашаются на то, чтобы их количество было ограничено законным браком… Они говорят: как может мужчина жить в доме, в который его жена прежде в открытую зазывала клиентов и предоставляла им себя, когда они стучали в ее дверь, как такой брак может соотноситься с таким понятием как честь? Они удивляются моим словам, однако я в ответ поражаюсь их речам еще больше. Поистине, такой брак не вредит чести так, как вредит ей прелюбодеяние. Какая бы не была честь у человека, она разрушается, когда он падает в бездну к женщине, с которой вступает в запретную связь. Брак не вредит мужской чести, и сохраняет честь женщины, спасая ее от падения»[3: 34].

Таким образом, шейх Мустафа Сабри как последовательный традиционалист и консерватор выступает в защиту полигамии. Большинство доводов, которые он приводит в защиту многоженства, не оригинальны и используются сторонниками полигамии и в наши дни. Однако его мысли о многоженстве как о инструменте профилактики проституции на наш взгляд являются крайне интересными, оригинальными и необычными.

Во второй части книги «Каули фи аль-мар`а» шейх рассуждает о проблеме снятия хиджаба. Если в первой части книги, посвященной многоженству, шейх описывает плюсы многоженства и отвечает на предполагаемые возражения оппонентов, то во второй он не столько пишет о необходимости носить платок сам, сколько отвечает на статьи своих противников. В особенности много он цитирует книгу «ма калля ва далля», которая представляет из себя серию статей журналиста Ахмада Сави Мухаммада, выходивших в журнале «аль-Ихрам», позже эти статьи были собраны вместе и напечатаны в виде книги.

Мустафа Сабри жестко выступает против смешения полов, совместного пребывания посторонних мужчин и женщин. Он приводит историю, рассказанную его оппонентом Ахмадом Сави. Ахмад описывает историю мужчины, которого бросила жена иностранка, уйдя к его другу. Он сокрушается о разрушенной семье и говорит о том, что виновата не только женщина, «отнявшая молодость своего мужа, и ушедшая отнимать молодость другого мужчины», но и ее новый партнер, залезший в чужую семью. Шейх отмечает еще две стороны, который тоже несут ответственность за гибель этого брака. Он пишет следующее: «Уважаемый доктор…забыл третью виноватую сторону, того мужчину, об участи которого он плачет. Ведь именно он позволял своему другому заходить в свой дом и видеться там с его женой… также он забыл, что во многом в этом виноват источник разврата и испорченности, то есть призыв к смешению полов и снятию хиджаба. Поэтому выходит, что он забыл и четвертого виновного, коим является каждый кто призывает к снятию хиджаба и защищает эту идею своим языком, пером или другим методом»[3: 74].

Подобную риторику он использует несколько раз, отвечая на описываемые своими оппонентами ситуации, похожие на рассмотренную выше. В целом, вся статья наполнена различными кейсами, которые шейх анализирует и объясняет, как снятие хиджаба и смешение полов вредит людям. Он критикует западный образ жизни, где мужчины и женщины посещают балы, танцуют друг с другом, активно общаются.

Вместе с этим, несмотря на свой крайний, местами даже радикальный консерватизм, Мустафа Сабри подчеркивает, что хиджаб не мешает развитию, и ислам не запрещает женщине учиться. Он пишет: «(наши оппоненты) могут сказать, что снятие хиджаба является неотъемлемой частью развития, которое так необходимо мусульманам. Я на это скажу: развитие мусульман достигло своей высшей точки во времена нашего господина, халифа Умара аль-Фарука, ни одна община никогда не достигала таких высот, и мир не видел ничего подобного тем великим делам, которые мусульмане совершали в этот золотой век, а ведь именно Умар был тем, кто пришел с идеей хиджаба, а потом был ниспослан Коран в подтверждение его мысли, да будет доволен им Всевышний»[3: 97].

Данный отрывок кажется нам особо интересным тем, что шейх обозначает, какой период истории ислама видится ему золотым. Его оценка отличается от той оценки, которую дают современные востоковеды, обозначающие золотым веком ислама период, начавшийся от правления Харуна ар-Рашида и продлившийся до краха Аббасидского халифата [4: 37-79], [5].

Так как шейх является крайне консервативным богословом, его позиция представляет особый интерес, поскольку она позволяет нам понять, какими ценностями руководствовались классические мусульманские богословы и что они считали величием. Также она является яркой иллюстрацией того, как мусульмане воспринимают свою историю.

Говоря о женском образовании, Мустафа Сабри пишет следующее: «Человек, читающий мою статью о хиджабе и снятии платка, ни в коем случае не должен думать, что я выступаю против получения женщинами образования. Такое предположение может возникнуть у читателя по вине моих оппонентов, поддерживающих снятие хиджаба. Они выставляют себя защитниками женских прав и представляются теми, кто защищает право женщин на образование… Да, я не запрещаю им учиться и даже считаю, что одаренные женщины, которые чувствуют в себе силы для углубленного изучения наук, должны посвятить себя знанию, однако необходимо, чтобы это происходило в отдельных заведениях, специализирующихся на обучении женщин, в которых не пускают студентов мужского пола…» [6: 98].

Таким образом, в данной статье мы отразили взгляды на права женщин последнего шейх аль-ислама Османской империи Мустафы Сабри. Многие затрагиваемые шейхом вопросы до сих пор будоражат мусульманское сообщество. Несомненно, такой строгий консерватизм будет непросто практиковать, живя в современных реалиях, однако как часть исламской истории необходимо, изучая жизнь и взгляды реформаторов и модернистов, не забывать и таких людей, как шейх Сабри, чтобы и у мусульман, и у научного сообщества формировалось объективное видение проблем, с которыми столкнулись мусульмане 20 века.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
  1. Аль-Куси, Муфаррих. Мустафа Сабри аль-муфаккир аль-исламий ва аль-алим аль-алями. – Дамаск: Дар аль-калям, 2006.
  2. Аль-Куси, Муфаррих. Мустафа Сабри ва маукыфуху мин аль-фикр аль-вафид. — Эр-Рияд: Дар аль-малик аль-фейсал, 2005.
  3. Сабри, Мустафа. Каули фи аль-мар`а ва мукаранатуху би акваль мукаллядати аль-гарб. – Бейрут: Дар аль-любаб, 2019.
  4. Тамара Сонн: Ислам: Краткая история. Wiley, 2011, ISBN978-1-4443-5898-8.
  5. Джозеф В. Мери Средневековая исламская цивилизация: энциклопедия. Рутледж, 2005. ISBN0-415-96690-6. п. 1088.
  6. Сабри, Мустафа. Каули фи аль-мар`а ва мукаранатуху би акваль мукаллядати аль-гарб. – Бейрут: Дар аль-любаб, 2019.
 Ислам МЕЙРИЕВ,
Болгарская исламская академия
Магистрант 2 курса

Check Also

КОММЕНТАРИИ К ПРОИЗВЕДЕНИЮ ТАХАВИ «АКИДА» И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

По мнению ученых и улемов, статус любого произведения, его научную и практическую значимость определяют высказанные …