По мнению ученых и улемов, статус любого произведения, его научную и практическую значимость определяют высказанные соображения или письменные комментарии ученых к этой книге. Ясно, что такие деятели, как Матуриди и Аш`ари оставили после себя имеющие большое научное значение собственные школы и направления по трактовке основ веры. Однако и труд «Акида» Абу Джафара Тахави также является важным источником, по уровню не уступающим книгам первых двух мыслителей. Это связано с тем, что не только представители «ахлус сунна валь джама`а» и ученые школ Матуриди и Аш`ари, но также члены других направлений «мубтади» и групп пытались изучить и прокомментировать его работу.
Говоря о произведении «Акида» Тахави, в дополнение к известным поэтическим комментариям к на нему, необходимо представить комментарии, написанные первыми и современными учеными, которые считают себя членами «ахлуль хадис». Также было бы целесообразно упомянуть горячие споры между учеными двух направлений об «иман»е (вере), изложенного в произведении Тахави. Это потому, что комментарии к его работе, написанные современными ханафитскими учеными, практически не содержат новых идей. Но есть мнение, что споры по поводу веры пока еще не окончены не только среди представителей «ахлус сунна валь джама`а», но и среди всей исламской уммы.
Сведения о первых комментариях к произведению Тахави и его рукописям можно дать в хронологическом порядке:
- Исмаиль ибн Ибрагим ибн Ахмад Шайбани Абуль Фазаил. Долгое время был кадием и факихом в Дамаске, стал известен в основном как Ибн Мавсили. О нем Мухиддин Кураши говорил: «Он был сердобольным человеком. У него учился Хафиз Рашид Аттар. Он дал разрешение Мунзири. Ученый родился в Басре в 544 году хиджры (1149г.), 14 числа последнего месяца раби`уль авваль и умер в среду, 9-го числа месяца джумадуль авваль, в 629 г. хиджры (1232г.) [19:Т-1:389].
Комментарий Исмаила Шайбани был назван Карлом Броккельманом «Акида ахлис сунна валь джама`а», а в ряде современных публикаций: «Шархуль Акидатит Тахавийа» и «Аль-Байан и`тикад ахлис сунна валь джама`а». Рукописи книги хранятся в библиотеках «Кёпрюлю» (Турция, Стамбул инвентарный номер 847/2, написано в 821/1418 г.х.); «Раисуль куттаб Мустафа эфенди» (Турция, Стамбул, Сулейманийа, инвентарный номер 304/3, написано в 1135/1723 г.х.); Порту Пошо (Турция, Стамбул, Сулейманийа, инвентарный номер 647/24); «Честер Битти» (Ирландия, Дублин, инвентарный номер 2446/3, записано в 906/1501 г.х.); а также в библиотеках Каира (Египет, инвентарные номера 2/50 и 22896В) [32:Т-1:294, 7:Т-1:47, 17, 9:42].
- Наджмиддин Мангуберс (Бекбарс) ибн Йалангач Тюрки Насири. Он был «мавлави» (освобожденным рабом) халифа Багдада Ахмада Насира Лидийниллаха (1180-1125 гг.), факих ханафитского мазхаба, «усули», то есть методолог (так звали известного знатока основ исламской юриспруденции). Абу Закария Димати учился у него. Умер в 652 г. хиджры (1254 г. н.э.), похоронен на кладбище «Кубба бир русафа» в Багдаде [19:Т-1:462-463].
Он назвал свой комментарий к трактату Тахави «Ан-Нурулл лами` валь бурханус сати`» («Яркий свет и ясное свидетельство»). Рукописный экземпляр хранится под инвентарным номером 2318 в разделе «Лалели» библиотеки Сулейманийа в Стамбуле, Турция. Состоит из 75 страниц, написан в 714 г. хиджры (1315 г. н.э.). Другие рукописи находятся в Йени (Турция, Стамбул, инвентарный номер Сулеймание 760/1), Кёпрюлю (Турция, Стамбул, инвентарные номера 848 и 861/2), библиотеках Гете (Германия, Франкфурт, инвентарный номер 664) и «Раисуль куттаб Мустафа эфенди» (Турция, Стамбул, Сулейманийа 563 инвентарный номер) [32:Т-1:294, 30:Т-1:1143, 7:Т-1:47].
- Хибатуллах ибн Ахмад ибн Муалла ибн Махмуд Шуджаиддин Туркестани Ханафи Тарази. Его «нисба» – происхождение связано с Таразом. Тараз – город, расположенный в Джамбулской области современной Республики Казахстан. Ученый родился в Таразе в 671 г.х. (1272 г. н.э.) и умер в Каире, Египет, в 733 г.х. (1333 г. н.э.).
Кураши говорил о Хибатуллах: «Он был большой знаток фикха (правоведения), усуля (методологии) и нахва (грамматики), являлся человеком высоких нравов, постоянно находился в труде и письме. Он, благодаря своему возрасту и плодов своих знаний, всегда повторял то, что выучил наизусть». Он переехал со своим сыном в Дамаск, Сирия, где получил образование у Джалалиддина Хаббази (1232–1293). Затем переехал в Каир, Египет, где преподавал в медресе, построенном султаном Захируддином Бейбарсом [19:Т-3:566-567, 5:22-23].
Его комментарий называется «Шархуль Акидатит Тахавийа», а рукопись хранится в отделе «Мурад Мулло» библиотеки Сулейманийа в Стамбуле, Турция, под инвентарным номером 1394. Состоит из 149 страниц. Этот экземпляр был написан в 1070 г. хиджры (1660 г. н.э.). Еще одна копия находится под инвентарным номером 1543 в секции «Гаррит» библиотеки Принстонского университета в Нью-Джерси, США. Она состоит из 91 страницы и была написана в девятом веке хиджры [30:Т-2:1143, 7:Т-1:47].
- Махмуд ибн Ахмад ибн Мас`уд Кунави Димашки Ханафи. Был известен как Ибн Сирадж. Ученый был факихом, знатоком науки «усуль», мутакаллимом. В 759-766 гг. хиджры (1358-1365 гг.) был кадием Дамаска. Также преподавал в медресе «Ар-Райханийа» в Дамаске. Умер в Дамаске в 771/1370 г.х. (777/1376 г. в Таджут тараджим) [19:Т-3:435-436, 14:289-290].
Как утверждает автор произведения «Кашфуз зунун», Махмуд Димашки назвал свой комментарий к труду Тахави «Аль-Калаид фи шархиль Акаид» [30:Т-2:1143]. Его рукописи хранятся в библиотеках монастыря Эскориал (Мадрид, Испания, инвентарный номер 1563/3), администрации Египетского города Александрии (инвентарный номер 30), Университета Аль-Азхар (Египет, Каир, 3/300 и инвентарный номер 338). Этот комментарий был также опубликован в 1311 г. хиджры (1894 г.) в городе Казани [7:Т-1:48].
- Сираджиддин Умар ибн Исхак Хинди Газнави Ханафи. Был человеком разноплановым, автором многих произведений. Также работал египетским судьей почти 15 лет. Родился около 704 г.х. (1305 г. н.э.) и умер около 773 г.х. (1372 г. н.э.). [15:120-121, 20:148-149]
Автор «Кашфуз зунун», дающий информацию о работе Тахави, про Сираджиддина Умара ибн Исхака Хинди говорил: «Он сделал много важных примечаний и дополнений к Предисловию Комментария к работе Тахави. В преамбуле содержатся десять замечаний» [30:Т-1:1143].
Рукописный экземпляр комментария Хинди хранится в отделе «Наука калям» библиотеки Даруль кутубиль мисрийа (Египет) под инвентарным номером 235. Другая копия хранится в библиотеке Шейхулислама Арифа Хикмата в Медине. Есть также комментарий Умара ибн Исхака Хинди с инвентарным номером 3467 в Институте восточных рукописей в Санкт-Петербурге, Россия [29]. Он включен в каталог рукописей под названием «Шарх Акида ахлус сунна валь джама`а лит Тахави», состоит из 71 страницы.
- Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд Акмалуддин Бабарти. Получил псевдоним (нисба) Бабарти по названию дворца в деревне недалеко от Багдада. Получив образование в родном городе, он отправился в Алеппо, затем в 740 г.х. (1340 г. н.э.) приббыл в Каир, где также продолжал учиться. Обладал обширными знаниями, написал множество произведений. Дата рождения примерно 712 г. хиджры (1312 г. н.э.), дата смерти – 786 год хиджры (1384 хиджры) [14:276-277, 20:195-199].
Доктор Ариф Айтекин, который изучил рукописи комментариев Бабарти к Тахави и отредактировал их под заголовком «Шарх Акида ахлис сунна валь джама`а» дает следующую информацию. Есть 3 рукописи комментария, одна из которых хранится в секции «Ас`ад Эфенди» библиотеки Сулеймании в Турции под инвентарным номером 1259/2. Состоит из 66 страниц. Еще один экземпляр хранится в разделе «Лале Исмаиль Паша» библиотеки Сулеймании в Турции под инвентарным номером 689/2. Состоит из 80 страниц, написан в 1147 г. хиджры (1734 г. н.э.). Последний экземпляр хранится в разделе «Умджа Зада» библиотеки Сулеймании в Турции под инвентарным номером 312/1, состоит из 78 страниц [6:8-10].
- Абуль Хасан Али ибн Алауддин ибн Мухаммад ибн Абиль Изз Ханафи. Родился в 731 г. хиджры (1331 г. н.э.) в Азре, в 128 км к югу от Дамаска, на территории нынешней сирийской провинции Дираа`. Переехал в Дамаск. Принадлежит семье судей, его отец Алауддин Али ибн Абиль Изз (ум. 746/1346) и дед Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Абиль Изз (ум. 722/1322) были ханафитскими кадиями, а другой дед Мухаммад ибн Абиль Изз Салих ибн Абуль Изз (ум. 723/1323) был мударрисом [16:Т-1:408-409, 13:Т-8:557].
Абуль Хасан преподавал в медресе «Кимазийа» (748/1348), «Рукнийа» (777/1376), «Аль-А`зийатуль Баранийа» (784/1382), «Джавхарийа», был имамом-хатибом в мечети «Аль-Афрам», в мечети гарнизона «Аль-Балка», а также выполнял функции кадия в Дамаске (776/1375) и в Египте (777/1376). В книгах Табакат мало сведений об учителях Али ибн Абуль Иззы. Начальные и базовые знания он получил в семье – от отца и деда. Является автором нескольких работ, в том числе комментария к работе Тахави «Шархуль Акидатит Тахавийа» [30:Т-1:1143].
Основываясь на том факте, что в трех местах этого комментария Али ибн Абуль Изз использовал фразу «когда мы спросили нашего шейха Имадуддина Исмаила ибн Касира (ум. 774/1373, известного комментатора)», когда человек, имя которого упоминается после автора, мог быть включен в число учителей этого ученого.
Первый экземпляр вышеупомянутого комментария состоит из 339 страниц, написан 782 году хиджры (1381), хранится в библиотеке Кадирийа в Багдаде под инвентарным номером 539. Второй экземпляр состоит из 177 страниц, написан в 883 году хиджры (1479), хранится в отделе «Лалели» библиотеки «Сулейманийа» в Стамбуле, Турция, под инвентарным номером 2320. Третий экземпляр, состоящий из 202 страниц, написан в 1217 г. хиджры (1803 г.), хранится в библиотеке «Духна» в Эр-Рияде под инвентарным номером 352, Королевство Саудовская Аравия.
Среди комментариев к работе Тахави труду Али ибн Абуль Изза уделяется наибольшее внимание, чем другим комментариям, составленным представителями всех мазхабов «ахлус сунна валь джама`а». Это связано с тем, что, с одной стороны, Ибн Абуль Изз в своем комментарии использовал множество аятов и хадисов в качестве доказательства, чтобы показать, что ханафитские ученые не ограничивались только фикхом (юриспруденцией) и ра’йем (мнениями). С другой стороны, что касается метода изложения в книге различных взглядов и обоснования их доводами, то здесь проглядывается влияние Ибн Таймии и его ученика Ибн Каййума, а это очень выгодно улемам, в настоящее время именующие себя «ахлуль хадис». Надо учесть, что Ибн Таймия и Ибн Каййум были учителями знаменитого Ибн Касира (ученого, которого Ибн Абуль Изз называл «нашим шейхом»). Здесь нужно сосредоточится непосредственно на работах, связанных с комментарием Али ибн Абуль Изза к «Акиде» Тахави. Они следующие:
Короткие комментарии:
— выборка Абдулмун`има Али Изза из комментария ученого Али ибн Абуль Изза Азраи на «Акида» Абу Джафара Тахави. Даруль вафа. Египет. Хиджра 1404 г. (1984 г.);
— Мухтасар шархиль Акидатит Тахавийа (Сокращенный комментарий к труду Тахави «Акида»). Халид Ал`ак. Даруль ма`рифа. Дамаск. 1 т. Хиджра 1409 г. (1989 г.);
— Мухаззаб шархиль Акидатит Тахавийа (Исправленный комментарий к труду Тахави «Акида»). Салих ибн Абдуррахман. 1413 г. по хиджре (1993 г.);
— Тахзиб шархиль Акидатит Тахавийа (Реформирование комментария к труду Тахави «Акида»). Абдулмун`им Мустафа Халима. Даруль байарик. Бейрут. 1т. 1418 хиджры (1998г.);
— Мухтасар шархиль Акидатит Тахавийа (Сокращенный комментарий к труду Тахави «Акида»). Мухаммад ибн Хамуд Наджди. Даруль азваис салаф. Эр-Рияд. 1т. 1426 г. хиджры (2005). [9:42-43]
— Талхис шархиль Акидатит Тахавийа (Краткое содержание комментария к труду Тахави «Акида»). Мухаммад Анвар Бадахшани (Перевод шейха Мухаммада Садика Мухаммада Йусуфа). Издание Hilol-nashr. Ташкент. 2014. [23]
Классифицированные комментарии:
— Тахзиб шархит Тахавийа (Реформирование комментария к труду Тахави «Акида»). Доктор Мухаммад Салах Сави. Даруль Фуркан. Египет. 1410 г. по хиджре (1990 г.);
— «Аль-Минхатуль илахийа фи Тахзиби шархит Тахавийа» (Божественная премия для комментария к труду Тахави «Акида»). Абдулахир Хаммад Ганими. Дарус сахиба. 1т. 1416 г. по хиджре (1996 г.);
— «Такриб ва тартиб шархиль Акидатит Тахавийа» («Приближение и упорядочение комментария к труду Тахави «Акида»). Халид Фаузи Абдулхамид Хамза. Мактабатуз зийа. 1т. 1417 г. по хиджре (1997 г.);
— «Ат-Тухфатус салафийа фи Тахзиб шархиль Акидатит Тахавийа» (Дар салафитов в исправлении комментария к труду Тахави «Акида»). Марван Каиси. Иорданская полиграфическая компания. Абдулазиз Раджихи переиздал эту книгу под названием «Фатх раббиль абид фир ради `ала мухтасар шархит Тахавийа» (Победа, дарованная Господом его рабу в опровержении сокращенному комментарию к труду Тахави «Акида»). Год публикации неизвестен [9:42-43].
Упрощенные варианты комментариев:
— «Таузих ба`зиль мусталахатиль илмийа фи шархиль Акидатит Тахавийа» («Разъяснение некоторых терминов в комментарии к труду Тахави «Акида»). В этом труде имеются также вопросы и ответы относительно комментариев к труду Тахави «Акида». Доктор Мухаммад ибн Абдуррахман Хумайс. Дар ийлаф. Кувейт. 1-т. 1420 год по хиджре (2000 год).
— «Шархут Тахавийа филь акидатис салафийа фи суал ва джаваб» («Вопросы и ответы о салафитской вере в комментарии к труду Тахави «Акида»). Абдулмун`им Ибрагим. Мактаба назаруль баз. Мекка. 1-т. 1423 г. по хиджре (2002).
— «Тасхил фахм шархит Тахавийа» («Облегчение понимания комментария к труду Тахави «Акида»). Данное пособие составлено в форме вопросов и ответов о комментарии к труду Тахави «Акида». Доктор Халид ибн Насир Гамиди. Дарут Тадмурийа. Эр-Рияд. 2-т. 1424 год по хиджре (2003) [9:42-43].
Примечания к хадисам в комментарии:
— «Шархуль Акидатит Тахавийа» (Комментарий к труду Тахави «Акида»). Абу Бакр Мухаммад Захир Шавиш. Насреддин Альбани, считавший себя представителем «ахлуль хадис», изучил хадисы в комментариях и разделил их на достоверные и слабые [12].
— «Накд та`лийкатиль Альбани `ала шархит Тахавийа» (Критика комментария Альбани к труду Тахави «Акида»). В этой книге Исмаиль ибн Мухаммад Ансари, другой представитель «ахлуль хадис», выразил свою критику Насреддину Альбани, который прокомментировал хадисы в комментарии к труду Тахави «Акида» [18].
— «Фатхуль Бари физ забб аниль Альбани вар рад `ала Исмаиль Ансари» (Победа Бари в защите Альбани и опровержении Исмаилу Ансари) – в этой книге ее автор Самир ибн Амин Захири написал опровержение Исмаилу Ансари, который подвергает критике Насреддина Альбани [28].
- Мухаммад ибн Абу Бакр Газзи Ханафи. Был известен как Ибн бинти Хамири. Хафиз Сахави был одним из его учеников. Он назвал свой комментарий «Шарх Акаидут Тахавийа». Рукописный экземпляр, написанный самим автором, хранится в библиотеке Оджрийа в Дамаске. Состоит из 50 страниц. Завершен в 881 г. хиджры (1476 г.) [7:Т-1:50, 3:4].
- Мауля Абу Абдилла Махмуд ибн Мухаммад ибн Аби Исхак Факих Ханафи Кустантини, даты рождения и смерти неизвестны. Автор «Кашфуз зунун» утверждает, что этот ученый завершил свой комментарий к труду Тахави в 916 г. хиджры (1510 г.) [30:Т-1:1143].
- Абдурахим ибн Али Амаси Руми Ханафи. Умер в 944 г. хиджры (1537 г.). Абдулла Харири, автор «Изхаруль акидатис суннийа би шархиль Акидатит Тахавийа», говорит, что Абдурахим Амаси назвал свой комментарий к труду Тахави «Шарх Акаидут Тахавийа» [3:4].
- Хасан ибн Турахан ибн Дауд ибн Йакуб Акхисари. Также известен как Хасан Кофи из-за его известности в городе Каве в Италии. Был боснийским факихом, родился в 951 г.х. (1544г.) в городе Акхисар, где работал кадием. Умер в родном городе в 1025 г. хиджры (1616 г.). учился в Стамбуле и в совершенстве владел тремя языками (арабским, турецким и персидским), но писал на арабском. Комментарий к труду Тахави назвал «Нуруль якин фи усулид дин». Ок был завершен в 1014 году хиджры (1605 г.), во время осады крепости Эстрагон (Анкара, Турция) [32:Т-1:294, 30:Т-1:1143, 31:Т-2:194].
Вышеупомянутые комментарии к работе Абу Джафара Тахави (за исключением книг вокруг комментария Али ибн Абиль Изза) были написаны в средние века. В ХХ и ХХI веках ученые некоторых арабских стран стали проявлять активность на этом поприще. Этому имеется несколько причин. Одна из них – стремление доказать, что в произведении Тахави излагаются изначальные убеждения Абу Ханифы, то есть повествование в вопросах вероубеждения соответствует учению «ахлус сунна валь джама`а (условия веры подвергались критике). По их мнению, приведенные Тахави предложения были направлены против представителей ханафитов-матуридитов и аш`аритов, которые находились под влиянием деятелей рационалистов.
Ниже приводится список самых известных комментариев, написанных в течение ХХ и начале ХХI веков (эти произведения пользуются наибольшей популярностью и востребованностью в мире):
1) комментарий Абдулазиза ибн Мухаммада ибн Мани` «Хашийа `алаль Акидатит Тахавийа» [24];
2) работа Ахмада ибн Мухаммада Шакира «Тахкик шархиль Акидатит Тахавийа ли ибн Абиль Изз» [8];
3) работа Абдулазиза ибн Абдилла ибн База «Аль-Акидатут Тахавийа лиль имамит Тахави би та`лик саммахатиш шейх Абдулазиз ибн Абдилла ибн Баз» [1];
4) комментарий Насруддина Абу Абдуррахмана Мухаммада ибн Нуха Альбани «Аль-Акидатут Тахавийа: шарх ва та`лик» [26];
5) комментарий Абдуррахмана ибн Насира ибн Баррака «Шархуль Акидатит Тахавийа» [4];
6) работа доктора Салиха ибн Фаузан ибн Абдилла «Ат-Та`ликатуль мухтасара `ала матниль Акидатит Тахавийа» [11];
7) комментарий Салиха ибн Абдилазиза ибн Мухаммада ибн Ибрагима Ааль Шейха «Шархуль Акидатит Тахавийа: шарахаха ма`алиш шейх ад-Дуктур Салих ибн Абдилазиз ибн Мухаммад Ааль Шейх [10].
Есть также поэтические комментарии к творчеству Тахави. Собранные данные показывают, что они были написаны в основном в ХХ и ХХI веках арабскими лингвистами, а также писателями и поэтами. Первый поэтический комментарий к произведению написал Сайид Махмудхан (Алтинхан Тура) Тарази, ханафитский ученый, родившийся в 1894 году в городе Тараз Джамбулской области Республики Казахстан и обучавшийся в медресах «Кукальдаш» и «Мир-Араб» в Узбекистане.
Итак, вкратце перечислим авторов поэтических комментариев:
1) вышеупомянутый Махмуд ибн Сайид Назир Тарази – автор «Ан-Назмуль хави ли Акидатиль имамит Тахави» («Всеобъемлющий поэтический комментарий к «Акида» Тахави) [21];
2) Абдулазиз ибн Ахмад Биджади – автор «Булгатур рави назм Акидатит Тахави» («Зрелость рассказчика в поэтическом изложении «Акиды» Тахави») [2];
3) Салман ибн Мухаммад Ахмад Фифи – автор комментария «Лалинун назмиль хави ли масаил азима ва тухфатит Тахави» (Поэтические жемчужины, охватывающие великие вопросы и подарок Тахави) [27];
4) Мухаммад Сабах Мансур – автор «Аль-Манзуматуль хавийа лиль Акидатит Тахавийа» (Всеобъемлющее стихотворение об «Акида» Тахави) [25];
5) Махмуд Мухаммад Махмуд Мурси (Абу Сари`) – автор «Ан-Назмуль муфидуль хави Акидатут таухид лит Тахави» (Всеобъемлющая полезная поэзия об «Акиде» единобожия Тахави) [22];
Эти книги являются наиболее известными из множества письменных комментариев к произведению «Акиды» Абу Джафара Тахави.
В заключение можно сказать, что об этом труде Тахави современные представители других мазхабов «ахлис сунна валь джама`а» отзываются следующим образом: «Эта книга является огромным источником по вероучению. Автор написал данное произведение в целом на основе вероучения «ахлус сунна». Оно полностью соответствует взглядам Имама Абу Ханифы Ну`мана ибн Сабита Куфи и его двух учеников – Абу Йусуфа и Мухаммада Шайбани, а также других имамов ханафитского мазхаба».
- Абдулазиз ибн Абдулла ибн Баз. Аль-Акидатут Тахавийя лиль имамт Тахави би та`лик саммахатиш шейх Абдилазиз ибн Абдилла ибн Баз. — Эр-Рияд, 1987.
- Абдулазиз ибн Ахмад Биджади. Булгатур рави назм акидатит Тахави. – Джидда: Даруль мужтама`, 1990.
- Абдулла Харири. Изхаруль акидатис суннийа би шархиль Акидатит Тахавийа. – Бейрут: Даруль машари`, 1997.
- Абдурраҳман ибн Насир ибн Баррак. Шархуль Акидатит Тахавийа. – Эр-Рияд: Дарут тадмурийа, 2008.
- Абсаттар Хаджи Дербисали. Хибатулла Тарази и его духовное наследие. – Астана: ТОО КазПолиграфИздат, 2012.
- Акмалуддин Мухаммад ибн Мухаммад Бабарти. Шарх акида ахлис сунна валь джама`а. – Эль-Кувейт: Визаратуль авкаф ваш шуунуль исламийа, 1989.
- Али ибн Мухаммад ибн Абиль Изз Ханафи Димашки. Шархуль Акидатит Тахавийа (хаккакаху д. Абдулла ибн Абдулмухсин Турки ва Шуайб Арнаут). – Бейрут: Муассасатур рисала, 1990.
- Али ибн Мухаммад ибн Абиль Изз Ханафи. Шархут Тахавийа филь акидатис салафийа (тахкик Ахмад Шакир). – Эр-Рияд: Визаратуш шууниль исламийа, 1998.
- Далилуль мактабатиль акаидийа. И`дад (собиратель) Мухаммад ибн Абдилазиз ибн Мухаммад Шайи`. – Эр-Рияд: Дар зидни, 2007.
- Доктор Салих ибн Абдулазиз ибн Мухаммад ибн Ибрахим Ааль Шейх. Шархуль Акидатит Тахавийа: шарахаха ма`али аш Шейх ад-Дуктур Салих ибн Абдилазиз ибн Мухаммад Ааль аш-Шейх. Эр-Рияд: Даруль мавадда, 2011.
- Доктор Салих ибн Фавзан ибн Абдулла. Ат-Та`ликатуль мухтасара `ала матниль Акидатит Тахавийа. – Эр-Рияд: Даруль а`сима, 2002.
- Захир Шавиш. Шархуль Акидатит Тахавийа (хараджа ахадисуха Мухаммад Насруддин Альбани). – Дамаск: Аль-Мактабуль исламий, 1972.
- Ибн Имад Ханбали. Шазаратуз захаб фи ахбар ман захаб. – Дамаск, Бейрут: Дар Ибн Касир, 1989.
- Ибн Кутлубуга Касим Судуни. Таджут тараджим. – Дамаск: Даруль калам, 1992.
- Ибн Тагри Джамалиддин Абиль Махасин. Ан-Нуджумуз захира фи мулук Миср валь Кахира. – Бейрут-Ливан: Даруль кутубиль илмийа, 1992.
- Ибн Хаджар Аскалани. Анбауль гумар би анбаиль умар. – Каир: Аль-Маджлисуль а`ла лиш шууниль исламийа, 1969.
- Исмаиль ибн Ибрахим Шайбани. Шархуль Акидатит Тахавийа лиль кази Исмаиль Шайбани (маншурат Мухаммад Али Байдун). – Бейрут: Даруль кутубиль илмийа (дата печати неизвестно).
- Исмаиль ибн Мухаммад Ансари. Накд та`лийкатиль Альбани `ала шархит Тахавийа. – Эр-Рияд: Мактабатуль Имамиш Шафи`и, 1990.
-
Лакнави Абуль Хасанат Мухаммад Абдулхай. Фаваидиль бахийа фи тараджимиль ханафийа. – Бейрут: Даруль ма`рифа, 1906.
-
Махмуд ибн Сайид Назир Тарази. Ан-Назмуль хави ли акидатиль имамит Тахави. – Джидда: Аль-Муассасатуль арабийа лит таба`а, 1955.
-
Махмуд Мухаммад Махмуд Мурси (Абу Сари`). Ан-Назмуль муфидуль хави акидатут тавхид лит Тахави, 2005.
-
Мухаммад Анвар Бадахшани. Талхис комментария к Акидатут Тахавийа (перевод шейха Мухаммада Садика Мухаммада Йусуфа). – Ташкент: Hilol-nashr, 2014.
-
Мухаммад ибн Абдулазиз ибн Мани`. Хашийа `алаль Акидатит Тахавийа. – Эр-Рияд: Дар азваис салаф, 1999.
-
Мухаммад Сабах Мансур. Аль-Манзуматуль хавийа лиль Акидатит Тахавийа. – Бейрут: Даруль башаириль исламийа, 2003.
-
Насруддин Альбани. Аль-Акидатут Тахавийа: шарх ва та`лик. – Эр-Рияд: Мактабатуль ма`ариф, 2001.
-
Салман ибн Мухаммад Ахмад Фифи. Лалинун назмиль хави ли масаил азима ва тухфатит Тахави. – Эр-Рияд: Даруль хамиз, 1992.
-
Самир ибн Амин Захири. Фатхуль Бари физ забб `аниль Альбани вар рад `ала Исмаиль Ансари. – Эр-Рияд, Даруль хиджра, 1990.
-
Умар ибн Исхак Хинди. Шарх. Акида ахлис сунна валь джама`а лит Тахави // Рукопись. Институт восточных рукописей Российской Федерации. – Санкт-Петербург. – № 3467.
-
Хаджи Халифа. Кашфуз зунун ан асмаиль кутуб валь фунун. – Бейрут: Дар ахйаит турасиль `араби, 1941.
-
Хайриддин Зирикли. Аль-А`лам. – Бейрут: Даруль `илм лиль малаин, 2002.
-
Brockelmann Carl. Geschichte der arabischen litteratur. – Leiden: Tuta sub aegide pallas, 1937.