Общенациональный проект «Зеленое пространство», выдвинутый Президентом Республики Узбекистан, активно поддерживается широкой общественностью. Так, представители религиозных конфессий, действующих в Узбекистане, также выступили с заявлением в его поддержку.
В нем, в частности, говорится о том, что испокон веков Узбекистан является священной землей, родиной для всех людей независимо от расы, национальности, языка, религии, социального происхождения и убеждений. Во всех религиях, существующих в этой стране, защита окружающей среды и природы считается священным долгом.
В частности, в «Авесте» утверждается, что тот, кто сеет семя, — сеет благочестие. Благодаря этой практике он питает свою веру. Это эквивалентно прочтению молитвы десять тысяч раз. Также утверждается, что дети с ранних лет должны учиться сажать деревья, создавать домашнюю утварь, возделывать землю, разводить скот.
Сегодняшний бурный рост населения Земли, быстрое развитие промышленности и техники, нерациональное использование полезных ископаемых, водных ресурсов, лесов, морей и океанов, войны, которые ведет человечество, и создание оружия массового поражения привели к плачевному состоянию природы и изменению климата.
Следует отметить, что во всех религиях особое внимание уделяется сохранению дарованных Творцом благ, не навредить им, не нарушать равновесие и гармонию в природе.
Наши предки уделяли большое внимание поддержанию чистоты дома и его окрестностей. Они знали, что сажать деревья и создавать сады — это благое дело. Они считали разумное использование дарованных Богом природных ресурсов человеческим долгом.
Например, в исламе человеку заповедано защищать природу, пользоваться дарами Аллаха исключительно в благих целях и не использовать во имя зла. В Коране сказано: «Воистину, Мы сотворили все по мере», «И не распространяйте зла на земле после ее преобразования…». В хадисе передается, что человек должен посадить саженец, даже если он знает, что наступает Судный день.
Библия, священный источник христианства, утверждает, что человек — цветок божественного творения и несет ответственность за других существ. В ней сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». Одновременно осуждается уничтожение благ и разрушительство: «И Я ввел вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами ее и добром ее; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделали мерзостью».
В учении же иудаизма принцип «неразрушения» запрещает жестокость по отношению к природе и всем живым существам. В Торе упоминается: «Если долгое время будешь держать в осаде (какой-нибудь) город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление».
Первая заповедь буддийского морального кодекса «Панча шила» (пять священных заповедей) гласит «не причинять вреда людям и другим существам (животным, растениям)». А в индуизме защита природы и осуждение нанесения вреда любому живому существу отражаются в доктрине «Ахимсы». В учении бахаи утверждается, что в каждой сотворенной вещи мы видим отражение одного из качеств и свойств Бога: «Природа — есть Воля Божия и ее выражение в обусловленном мире и посредством него».
В целом все религии воплощали в себе учения о человеке, бытии и его отношениях со своим Творцом. Религиозные учения пробуждают чувство ответственности, которое предполагает укрепление связи человека и природы, созерцание безграничной силы Творца, наслаждение красотами бытия, сохранение окружающей среды.
Человек является неотъемлемой частью бытия и занимает особое место среди других существ. А природа — это уникальный источник энергии, который служит интересам человека. Исходя из данного взаимоотношения между человеком и природой угроза для любого живого существа рассматривается как фактор, мешающий человеку вести благополучную и здоровую жизнь.
В последние годы в Узбекистане уделяется особое внимание охране окружающей среды, главным инициатором которого является лично Президент Шавкат Мирзиёев. В частности, в начале февраля текущего года главой государства было объявлено о начале реализации общенационального проекта «Зеленое пространство», в рамках которого планируется ежегодно сажать 200 миллионов саженцев и кустов, следовательно, увеличить зеленые зоны в городах с текущих восьми до 30 процентов. Также в рамках проекта подразумевается совершенствование работ по формированию у населения экологической культуры.
Достижение данных благих целей требует объединения сил от всех граждан, невзирая на религию и убеждения. Исходя из этого мы, лидеры религиозных конфессий, живущие в Узбекистане, единодушно призываем всех верующих к:
- охране природы Узбекистана, способствованию чистоте наших домов, улиц, кварталов, сел и городов;
- поддержанию инициатив по благоустройству и озеленению в рамках объявленного главой государства общенационального проекта «Зеленое пространство»;
- воздержанию от выбросов в атмосферу вредных веществ, недопущению загрязнения водоемов;
- экономному использованию питьевой воды, природного газа и электроэнергии;
- мудрому использованию благ, созданных Богом, чтобы будущее поколение унаследовало от нас процветающие долины, кристальные водоемы и чистое небо.
Узбекистан — наш общий дом. Поэтому давайте все будем едины на пути его процветания, развития и благополучия! Давайте возьмемся за руки и станем активными участниками общенационального проекта «Зеленое пространство»!