Home / НОВОСТИ / ОБИТЕЛЬ НЕМЕРКНУЩИХ ЗНАНИЙ

ОБИТЕЛЬ НЕМЕРКНУЩИХ ЗНАНИЙ

«Просвещение против невежества» — практи­ческая реализация этого принципа в новом Узбекистане находит отражение в деятельнос­ти действующих в Самаркандской области Меж­дународного научно-исследовательского цент­ра Имама Бухари и научной школы хадиса.

В сентябре 2017 года Президент Шавкат Мирзиёев, выступая на 72-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, отметил, что важнейшей задачей современ­ности является доведение до широкой мировой обществен­ности подлинной гуманисти­ческой сути ислама. Тогда гла­ва государства сказал, что мы чтим нашу священную религию как средоточие исконных цен­ностей, решительно осуждаем и никогда не примиримся с теми, кто ставит нашу великую веру в один ряд с насилием и кровопролитием.

В том же году Президент в целях практической реализа­ции принципа «Просвещение и религиозная толерантность» выступил с инициативой создания в Самаркандской области Международного научно-исследовательского центра Имама Бухари и научной школы хади­са. Новые объекты стали ре­зультатом глубоко продуманных архитектурных решений, синте­зировавших классические и со­временные тенденции градостроительства, рационального использования в изучении классического духовного на­следия инновационных техно­логий.

В особую духовную ауру цент­ра посетители погружаются с посещения созданного здесь уникального музея. Представ­ленная художественная панорама отражает научную миссию Имама Бухари и географию его перемещений по странам арабского мира в поисках дос­товерных хадисов. Результатом титанического труда богослова стало создание книги «Сахих аль-Бухари» — сборника досто­верных преданий о поступках и словах пророка Мухаммеда, признанного по значимости второй книгой в исламе после Корана. В экспозиции демонст­рируются редкие экземпляры древних рукописей, связанных с теологией. Среди экспонатов рукотворный вариант сборника «Сахих аль-Бухари», созданный в XVIII веке.

— Оригиналы и электронные копии рукописей и литографи­ческих изданий являются одним из ключевых объективных ис­точников для изучения научно­го наследия великих ученых и просветителей, внесших огром­ный вклад в развитие ислам­ской науки, популяризации ве­ликого наследия, — говорит директор Международного на­учно-исследовательского цент­ра Имама Бухари Шовосил Зиёдов. — В наших фондах сконцентрировано около двух тысяч уникальных списков. Организацией исламского со­трудничества центру передан современный сканер, с ис­пользованием которого осу­ществляется оцифровка бес­ценных материалов, создается их электронная база.

Центр Имама Бухари осущест­вляет работу, направленную на изучение научного наследия великих ученых и просветите­лей, внесших огромный вклад в развитие исламской науки, популяризацию этого великого наследия, вобравшего гуманис­тические идеи. В настоящее время центром подписаны ме­морандумы о сотрудничестве с 27 ведущими исламскими исследовательскими центрами и университетами мира, в том числе Саудовской Аравии, Тур­ции, Малайзии, Пакистана, Ин­дии, России, Казахстана и Кыр­гызстана. В результате парт­нерства проведено семь международных конференций и 14 онлайн-семинаров, в центр по­ступили десятки тысяч элект­ронных копий хранящихся за рубежом трудов великих ислам­ских богословов, тома научно-популярной литера­туры.

Одна из приоритетных задач центра Има­ма Бухари — поэтапный перевод редких произведений на узбек­ский язык. До конца 2023 года бо­лее 20 трудов, написанных на арабском, персидском и других языках, будут переведены и из­даны на государственном языке. В ближайшее время увидят свет шесть таких изданий, что позво­лит широким слоям населения прикоснуться к уникальному ду­ховному наследию предков.

В комплексе Имама Бухари наряду с международным науч­но- исследовательским центром функционирует уникальное учеб­ное заведение — научная школа хадиса. О высоком статусе дан­ного образовательного учреждения свидетельствует то, что прак­тикуемые здесь учебные програм­мы получили экспертное одобре­ние 20 авторитетных улемов мира. В научную школу хадиса ежегод­но принимаются не более десяти юношей, успешно окончивших средние религиозные об­разовательные учреждения и прошедшие строгие вступитель­ные тесты. Одно из главных тре­бований — владение арабским языком, так как здесь в настоя­щее время преподают ведущие специалисты авторитетных выс­ших учебных заведений Востока.

— За годы независимости Уз­бекистан сделал большой шаг вперед, в том числе и в науке, — говорит доктор наук, профессор университета Аль-Азхар в Египте Махмуд Абдулла Абдурахман.  — Глубоко и всесторонне изучает­ся наследие Имама Бухари, Има­ма Мотуриди, Имама Термези и других видных богословов про­шлого. Важным шагом в этом на­правлении стало открытие науч­ной школы хадиса. Верю, что под­готовленные здесь специалисты внесут достойный вклад в рели­гиозное просвещение узбекистанцев.

Из исторических источников известно, что богословы прошло­го держали в памяти огромный пласт знаний. Например, Имам Бухари знал наизусть де­сятки тысяч хадисов. Пре­подаватели отмечают, что многие слушатели школы хадиса также помнят зна­чительную часть основных исламских священных пи­саний.

Действительно, планка требований к способно­стям слушателей школы высокая. В настоящее время в учебной програм­ме около 30 дисциплин. Значительная часть преподается на арабском языке. Чтобы слушатели могли свободно пользо­ваться источниками на англий­ском языке, в школу приглашен один из ведущих лингвистов уни­верситета Дели (Индия).

Классические знания прошло­го изучаются с широким приме­нением последних инновационных технологий. В распоряжении слу­шателей школы библиотека с бо­гатым фондом, уютные учебные классы, медицинский кабинет, спортзал, бассейн. Словом, соз­даны все условия для подготов­ки кадров, призванных нести в будущее свет высоких духовных знаний, выдержавших испытание временем.

Ринат АБДУЛЬМАНОВ, 
Источник: газета «Народное слово»
2 февраля, 2021 года, № 23 (7772)

Check Also

В НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ УЧЁНЫЙ ЦЕНТРА ВЫСТУПИЛ С ДОКЛАДОМ

В Самарканде прошла республиканская научно-техническая конференция в соотрудничестве с Министерством высшего образования, науки и инноваций …